Среда, 24.04.2024, 07:32
Сайт Горбуновой Оксаны Сергеевны, заместителя директора по воспитательной работе, учителя математики МБОУ "Быстрянская СОШ им. О. Суртаева"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


методические рекомендации по организации деятельности начинающего 
заместителя директора школы по воспитательной работе

Настоящие методические рекомендации адресованы начинающим заместителям директоров школ по воспитательной работе.

Предлагаемые материалы носят сугубо рекомендательный характер. Начинающий заместитель директора школы по воспитательной работе вправе, опираясь на них, выстроить свою деятельность, исходя из собственного опыта, возрастных и психологических особенностей детей, уровня их развития и подготовки, уровня сформированности методического объединения классных руководителей.

Практикум поможет тем, кто только вступает в должность руководителя, самостоятельно определить содержание и технологию руководства. Он адресован всем, кто желает организовать «деятельностное пространство» нетрадиционным способом, кто хочет стать хорошим руководителем.

ПРАКТИКУМ 1. С чего начну работу?

Задание: Выберите свой вариант начала работы.

1.Познакомлюсь со своими административными обязанностями, правами:

а) почитаю в литературе;

б) побеседую с директором;

в) побеседую с заместителями, имеющими стаж работы.

2. Составлю свою собственную модель деятельности заместителя директора.

3. Познакомлюсь с документацией, оставленной моими предшественниками.

4. Познакомлюсь с коллегами, побеседую с ними об их представлениях о содержании моей деятельности.

5.Сразу начну готовить интересное, необычное дело в школе.

6. Проведу общее собрание школьников, поинтересуюсь, что они хотят сделать интересного в школе.

7. Соберу родителей и узнаю их проблемы в воспитании детей.

8. Изучу литературу по проблемам воспитания, организации деятельности вне уроков.

9. Побываю на обучающих семинарах по проблемам воспитания, внеурочной деятельности.

10. Изучу досконально работу своей школы.

11. Побываю в различных школах; изучу опыт коллег.

12. Проведу социологическое исследование проблем воспитания в своей школе.

13. Начну создавать группу единомышленников.

14. Включусь в работу школы по намеченному до меня плану.

15. Ваш вариант, если он не назван.

Итак, если вы выбрали первый вариант ответа и хотите узнать, что входит в ваши официальные обязанности, предлагаем вам это сделать. Знакомство с вашими обязанностями будет полезно уже потому, что позволит самостоятельно определить «содержательное пространство» вашей деятельности и узнать, чего же от вас ждут. Целесообразно при чтении попытаться конкретизировать свое представление о предстоящей работе, так как именно оно будет первым шагом на пути к самостоятельности и творчеству.

ПРАКТИКУМ 2. Должностные обязанности

Задание: познакомившись с официальными должностными обязанностями, определите содержание своей деятельности.

ПРАКТИКУМ 3. Документация

В каждой работе, в том числе и педагогической, существует необходимость планировать деятельность, фиксировать результаты, анализировать достигнутое. Руководителю тем более необходимо это делать. Так возникает необходимость ведения разнообразной документации. Документ от латинского (documentum) доказательство, свидетельство, то есть любой акт, имеющий юридическую силу или носящий служебный характер.

Какая документация необходима в деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе?

Ответ на этот вопрос можно условно разделить на две составляющие: обязательная и желательная.

Предлагаем примерный перечень такой документации.

Задание: Пронумеруйте в порядке значимости, какая документация необходима в Вашей работе в первую, во вторую очередь, а от чего, по Вашему мнению, вообще можно отказаться.

Критерием результативности работы станет практическая необходимость и целесообразность.

пример ДОКУМЕНТАЦИИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Распоряжения по воспитательной работе (приказы, постановления).

Учет правонарушений учащихся.

Протоколы микропедсоветов.

Тетрадь посещения классных часов и других воспитывающих мероприятий.

Книга учета индивидуальных бесед с учащимися и их родителями.

Книга учета бесед с классными руководителями. План-дневник ежедневной работы.

Перспективный план работы на учебный год.

Текущий план на месяц. Календарный план-сетка мероприятий.

Материалы о детях особой заботы.

Учет неблагополучных семей, работа с ними.

Альбом мероприятий по школе.

Учет выдачи методической литературы.

Папка приказов, распоряжений (общешкольных).

Работа учащихся летом.

Работа с родителями (педагогический всеобуч).

Работа с классными руководителями.

Папки «К плану на следующий год».

Kapтотека новинок психолого-педагогической литературы.

Картотека методических материалов «Технология внеурочной деятельности».

Информация к методическим семинарам классных руководителей, педагогическим советам.

График индивидуальных консультаций педагогов.

Адреса, телефоны организаций, с которыми установлено сотрудничество.

«Мысли, вычитанные из книг».

Идеи, инновации, находки.

Анкеты, опросы, мнения.

Справки, отчеты, итоги.

ПРАКТИКУМ 4. Правила деятельности руководителя

Итак, Вы определили с чего целесообразнее начать работу, установили круг своих обязанностей, выяснили, какая документация необходима в работе. О чем же еще стоит не забыть, чтобы успешно выполнять обязанности руководителя? Скорее всего, стоит подумать о правилах организации своей деятельности. Таких правил существует немало, об этом написано много умных книг. Какие же из правил станут Вашими, т. е. теми, которыми Вы будете руководствоваться в работе?

Задание: Познакомившись с приведенными ниже высказываниями, попробуйте определить, какие из них показались Вам очень точными и Вы, скорее всего, будете придерживаться в своей работе изложенных в них положений, какие являются, по Вашему мнению, спорными, а к каким у Вас вообще возникло негативное отношение.

Работа Вашей мысли, естественно, закончится выработкой своих правил, которые на первых порах могут быть заимствованы у дру­гих, а возможно, кто-то и сам станет автором неповторимых мудрых правил руководителя.

В работе, ориентированной на людей, есть только один ключ к успеху - доверие.

Доверяй, но проверяй.

Управлять — это значит:

а) предвидеть - изучать будущее и устанавливать программу действий;

б) организовывать - строить двойной организм предприятия:

материальный и социальный;

в) распоряжаться - приводить в действие персонал предприятия;

г) согласовывать - связывать и объединять, сочетать все действия и усилия;

д) контролировать - наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и распоряжениям (Анри Файаль).

· Храни порядок и порядок сохранит тебя (Латинская формула).

· Все управление в конечном счете сводится к стимулированию активности людей (Ли Якокка - знаменитый американский менеджер).

· Кто хочет работать - ищет «средства», кто не хочет - «причины» (С.П.Королев).

· Кто кричит, того плохо слышно.

· Гнев есть кратковременное безумие (Гораций).

· Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо (Плутарх).

· Управлять поведением работников – это, прежде всего, управлять своим поведением.

· Руководители делятся не на молодых и старых, а на умных и дураков (Народная мудрость).

ПРАКТИКУМ 5. Способы планирования работы

Хорошо спланировано - наполовину сделано.

Задания:

· выберите из предложенных вариантов планирования тот, который вам показался наиболее целесообразным;

· определите, какой способ планирования Вы уже используете в работе;

· предложите вариант плана, который не предоставлен в нижеприведенном перечне.

ВАРИАНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

· Объективное - ищу объект (определяем объекты внеурочной деятельности, на освоение которых будут направлены усилия).

· Проблемное - определяем ведущие проблемы и виды деятельности, которые помогут решить существующие проблемы.

· По формам - в план включаем разнообразные формы деятельности.

· По интересам - определяем ведущие интересы педагогов и школьников и на их основе планируем деятельность.

· По направлениям - определяем приоритетные направления деятельности и составляем план конкретных дел.

Возможно синтезировать все перечисленные варианты и планировать деятельность, учитывая каждый из вариантов.

НАГЛЯДНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЛАНА

Табличное, графическое, рисунчатое, текстовое.

ВРЕМЕННАЯ ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПЛАНА

Годовой, полугодовой, декадный, месячный, четвертной, недельный, ежедневный.

ПРАКТИКУМ 6. Книга на твоем столе

Успех деятельности руководителя во многом зависит от умения работать с информацией. Чтобы проверить наличие у вас такого умения, предлагаем вам выполнить несколько практических заданий.

Задание 1. Назовите пять книг, коюрые Вы хотели бы прочитать в первую очередь.

Задание 2. Составьте картотеку литературы на любую заинтересовавшую Вас тему.

Задание 3.Назовите книги, которые в работе для Вас являются «настольными» (в предоставленном перечне литературы эти книги могут отсутствовать, пусть это Вас не смущает).

Задание 4. Напишите, о чем бы Вы хотели прочитать в книге, которая помогла бы Вам в совершенствовании руководства внеурочной деятельности школьников.

Задание 5. Перечислите источники, которыми можно пользоваться, пополняя свои педагогические знания. Дайте их краткую характеристику.

Задание 6. Моя домашняя библиотека. Какая литература в ней преобладает? Какой, по Вашему мнению, недостает?

Задание 7. Составьте список литературы, которая должна быть прочитана каждым, кто хочет стать руководителем.

Задание 8. Предложите список литературы, которую можно про­читать школьникам, желающим заняться самовоспитанием.

Задание 9. Назовите не менее пяти способов, которые можно ис­пользовать в школе для пропаганды новинок литера­туры.

Задание 10. Перечислите не менее пяти способов систематизации методических материалов.

ПРАКТИКУМ 7. Анализируем деятельность

Результативность деятельности повышается тогда, когда мы можем эти результаты зафиксировать в своем сознании, воспринимать реально.

Задания:

· выберите из приведенных ниже предпочтительные для Вас способы анализа труда руководителя;

· систематизируйте известные Вам варианты анализа результатов деятельности;

· составьте картотеку литературы, посвященной анализу воспитательной работы.

 Самоанализ.

«КАКОЙ Я руководитель?»

Вопросы самоанализа

1. Уважают ли меня? Чувствуют ли себя другие спокойно в моем обществе, или я вызываю раздражение своей бестактностью, критикой, чрезмерным выпячиванием самого себя, иными непродуманными поступками?

2. Сработался ли я с другими руководителями или я склонен к работе в одиночку?

3. Овладел ли я своей работой или же меня заела текучка? (Уделяю ли достаточное время вопросам организации или занимаюсь только повседневными делами?).

4. Умею ли организовывать труд своей группы?

5. Соответствует ли мое умение способности отчитываться о сделанном?

6. Произвожу ли я в целом хорошее впечатление?

7. Обладаю ли качествами, необходимыми для хорошего руководителя и, в частности, воображением?

8. Умею ли поддерживать дисциплину?

9. Много ли времени уделяю отдыху?

10. Имею ли склонность к пониманию людей и отношусь ли с симпатией и интересом к ним, к их нуждам и проблемам?

11. Способен ли создать дружескую обстановку, необходимую для искреннего сотрудничества?

12. Выдержан ли, справедлив?

13. Отношусь ли ко всем сотрудникам одинаково требовательно или склонен выделять любимчиков?

14. Могу ли говорить. четко и спокойно?

15. Способен ли изыскивать новые возможности, средства, методы? Или же придерживаюсь рутинных способов?

16. Умею ли принимать решения, даже не располагая достаточными данными, и обладаю ли уверенностью, необходимой для того, чтобы действовать на основании одних предположений?

Если Вы на большую часть вопросов ответили утвердительно, то можете считать, что как руководитель состоялись.

Успехов Вам в дальнейшем совершенствовании своих управленческих достоинств!

Представила: Букина И.И. Оренбургский ИПК


 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Календарь на 2014-2015 учебный год
Каникулы:
  • осенние: с 02.11.2014, вс, по 09.11.2014, вс (включительно).
  • зимние: с 28.12.2014, вс, по 11.01.2015, вс (включительно).
  • весенние: с 22.03.2015, вс, по 29.03.2015, вс (включительно).

Работа в праздничные и выходные дни:

  • 23 февраля 2015, пн, – государственный праздник.
  • 8 марта 2015, вс, – государственный праздник.
  • 9 марта 2015, пн, – выходной день.
  • 1 мая 2015, пт, – государственный праздник.
  • 2 мая 2015, сб, – день здоровья.
  • 3 мая 2015, вс, – выходной день.
  • 4 мая 2015, пн, – рабочий день.
  • 9 мая 2015, сб, – государственный праздник.
  • 10 мая 2015, вс, – выходной день.
  • 11 мая 2015, сб, – рабочий день.
Copyright MyCorp © 2024