Примерная схема для анализа
воспитательной работы класса за прошедший учебный год
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования (программирования)
воспитательного процесса в классе в прошедшем году:
– результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность
их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании;
– правильность
выбора основных направлений, содержания, форм работы, средств педагогического
влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.
2. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся:
– особенности социальной ситуации развития учащихся, ее изменение за
прошедший учебный год. Какие факторы особенно повлияли на изменение этой
ситуации?
– какое влияние
на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований
и физических способностей оказывает их ближайшее социальное окружение
(родители, сверстники) и занятия в кружках, секциях и других объединениях?
– особенности общественного
мнения класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся.
3. Анализ развития коллектива класса:
– социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень
развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в
нем;
– особенности
нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений
учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу,
взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм,
отношения взаимной ответственности и заботы и т. д.); преобладающее отношение
учащихся к учителям, к школе; доминирующий эмоциональный настрой учащихся
класса; особенности общения в классном коллективе;
– степень
вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в
процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности;
– развитие
общественной активности учащихся (их инициативность, творчество,
организованность, самостоятельность в деятельности, участие в самоуправлении
класса).
4. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
– основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень
заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы,
активность и результативность (для развития личности и для обеспечения
жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах;
– участие
учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе
школьных кружков, секций, клубов, обществ и других объединений; влияние этой деятельности
на воспитание и развитие личности учащихся.
5. Анализ развития учащихся класса:
– уровень воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся
(указать, какие факторы повлияли на их состояние);
– степень
развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в
интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах
деятельности;
– уровень знаний,
умений и навыков учащихся класса, их успеваемость;
– изменения в
социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой
культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной,
экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической
культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие
состоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге – развитие
культуры жизненного самоопределения);
– наиболее яркие
проявления индивидуальных особенностей учащихся класса;
–
сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием;
– изменения состава
класса, происшедшие в течение года;
– индивидуальные
особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном
коллективе;
– учащиеся группы
риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков;
влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы
работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз о
дальнейшей социализации этих учеников).
6. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
– влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса;
– участие
родителей в подготовке детей к семейной жизни.
7. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффектности
воспитательной работы классного руководителя:
– что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися
наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В
каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными?
В каких были пассивными? Почему?
– насколько
удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном
году?
– какие методы
воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния
наиболее положительно повлияли на развитие и нравственное становление учащихся?
– какая
деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и
ответственного отношения к труду?
– какие
мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году,
способствовали сплочению классного коллектива?
Выводы:
– об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
– о негативных
моментах в организации и воспитании учащихся класса;
– о
нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;
– о перспективных
целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.
Предложения.
|